Доверие- базовый принцип работы адвоката, и доверие это двухстороннее: адвокат доверяет тому, кто к нему обратился за юридической помощью, а без доверия к нему обратившегося работа адвоката просто невозможна.
Сейчас я хочу поговорить о второй составляющей этого доверия, потому что в последнее время все чаще сталкиваюсь с двумя крайностями:
— человек доверяет абсолютно любым предложениям юридической помощи, вплоть до размещаемых на заборе предложений ООО «Рога и Копыта»;
— человек вроде и приходит к адвокату по рекомендации, но все равно ставит под сомнение едва ли не каждое его слово, потому что «обжигался».
Причем второй случай часто является следствием первого.
Тысячи текстов были и будут написаны с предостережениями о том, что не нужно полагаться на добросовестность каждого, кто объявляет себя профессионалом, но в данном случае я считаю не лишним повторить: ищите адвоката, в первую очередь, по рекомендациям людей, которые с ним работали. Поделитесь своей проблемой с друзьями, родственниками, знакомыми- мир тесен, вам обязательно посоветуют хорошего специалиста.
При этом не стоит ориентироваться на всевозможные «рейтинги» адвокатов- чаще всего мы, адвокаты, понятия не имеем о лицах, которые их составляют, и даже больше: нас часто включают в эти рейтинги на сайтах, не имеющих никакого отношения к адвокатуре, владельцы которых под прикрытием имен адвокатов, не дававших согласия на размещение своих данных, продвигают свои собственные псевдо- юридические услуги.
Обращение по рекомендации уже позволит зародиться тому доверию, без которого наше сотрудничество будет невозможно.
Совершенно очевидно и другое: крайне сложно довериться человеку, которого видишь впервые в жизни. Но даже на первой встрече вам будет понятно: комфортно вам с адвокатом беседовать или нет, приемлем ли для вас его стиль работы и условия.
Адвокат не обязан доказывать вам, что он заслуживает доверия, поэтому на вопросы вроде «а какой у вас процент выигранных дел?», «а какие вы можете дать гарантии?» лично я только улыбнусь и пожму плечами: моя репутация и есть моя гарантия- я не возьмусь за дело, которое видится мне совершенно бесперспективным.
Но заключение соглашения- это только начало сотрудничества, в ходе которого гаденький жучок недоверия может подгрызать и портить совместную работу, и тогда я слышу от доверителя: «А вот мне в суде секретарь сказала, что юристу для ознакомления с делом нужна доверенность, а вы ее не просите». Юристу без статуса адвоката- да, нужна. Адвокату- достаточно ордера. Если и после этого у доверителя возникают сомнения в моем профессионализме- наверное, сотрудничество лучше прекратить. Потому что невозможно давать «пруф» на каждую свою фразу, как невозможно давать под расписку каждую свою рекомендацию в письменном виде, чтобы не услышать потом: «А вы мне говорили совсем другое!».
То же самое касается и предоплаты. Увы, адвокат- не директор завода с десятитысячным штатом работников и персональным отделом взыскания задолженности. Я хочу тратить свое время на реальную помощь людям, а не на беготню по судам за взысканием неполученного гонорара и дальнейшие страдания по поводу того, как сложно его, даже присужденный, взыскать.
Это вовсе не означает, что я вижу в каждом посетителе потенциального неплательщика: я просто считаю, что проблему лучше предотвратить, чем потом ее героически решать. В этом вся причина, и это нужно принять как данность, либо искать другого юриста, который согласится работать за обещание оплаты.
Этот текст- очередная попытка объяснить, почему у нас (адвокатов) все именно так, а не иначе, и очередная попытка найти понимание среди будущих доверителей.
Уважаемая Елена Александровна, я с Вами согласен, в части невозможности работы с доверителями, которым что-то там «особо умное» сказала секретарь судьи, или соседка по подъезду, и их мнение они считают чуть ли не истиной в последней инстанции.
Я лично уже давно, при первой же встрече / созвоне, объясняю потенциальным доверителям, что либо мы будем работать по моим правилам, либо сразу расстаёмся и не тратим время попусту.
Да, кто-то уходит, но те, кто в состоянии понять смысл работы адвоката и принять правила взаимодействия, ещё ни разу не жаловались ;)
Уважаемый Иван Николаевич, я все-таки с порога не прессую человека, а даю некоторое время «усвоить» мои правила работы, но если уж спустя время никак не получается- конечно, надо расставаться.
Уважаемая Елена Александровна, с некоторым обращающимися лучше сразу расставаться.
Уважаемая Елена Александровна, наш доверитель тот, который понимает, что работа юриста, адвоката требует предоплаты, а остальное из области сказок и фантазий (про работу «на результат»).
Опять же «работа на результат» это не бесплатная работа юриста, адвоката, а в зависимости от дела — на успешное разрешение дела в более-менее интересах доверителя, на минимизацию последствий для доверителя не вполне правовых действий доверителя, на усложнение действий оппонента, который под прикрытием закона лишает людей имущества, денежных средств и т.д.
Уважаемая Елена Александровна, — человек доверяет абсолютно любым предложениям юридической помощи, вплоть до размещаемых на заборе предложений ООО «Рога и Копыта сейчас людям нужны не умные юристы, а красиво одетые.
Уважаемый Фаниль Рафисович, так если бы на заборах еще и фото юристов размещали, тогда понятно (giggle)
Уважаемый Фаниль Рафисович, самый дорогой кофе на респепшн конторы, оказывающей бесплатную юридическую помощь.
Уважаемая Елена Александровна, мне тоже прилетает от недоверчивых доверителей. Люди по какой-то причине стали чаще сами пытаться договариваться с экспертом, вместо своих адвокатов. В итоге я абсолютно ничего не понимаю: мне говорят какую-то путаницу, не могут назвать ни статьи, ни стратегии работы, вопросы никакие не ставят. В общем, поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Это закономерно — человек не является юристом, он и не должен знать настолько подробности своего дела. Но и я не могу ему читать лекцию по судебной экспертизе. Так что грамотный и толковый адвокат — это 90 процентов успеха. И сбереженного времени всех причастных
Уважаемая Инна Юрьевна, ну тут у вас один вариант, наверное: просить телефон сопровождающего юриста и в присутствии посетителя ему звонить.
Уважаемая Елена Александровна, само собой. Иногда так и происходит, иногда до юриста дело так и не доходит
Уважаемая Елена Александровна, в ситуации с недоверчивыми доверителями помогает развитие личного бренда и работа с возражениями, которая отрабатывается на практике, в том числе и на тренингах.
Времена меняются, люди тоже, мышление клиповое, ценности липовые, нужны новые инструменты. И если мы хотим быть востребованными, то нужно не останавливаться и работать над собой и личностным ростом.
И если интересно узнать почему тот или иной специалист вызывает недоверие, даже если является профессионалом, можно немного углубиться в кинетику и поработать над собой. Могла бы вам порекомендовать ютуб-канал Валентина Шишкина, возможно, вы поймете почему так реагируют доверители и как вы сможете это исправить.(F)
Уважаемая Софья Ароновна, про Шишкина я в курсе, «журнал Бурда читаем ежемесячно» (giggle)
Уважаемая Елена Александровна, кстати, я тоже бурду читаю! :D Классный спец! Многие вещи стал замечать, послушав его.
Уважаемый Игорь Иванович, а я обнаружила, что интуитивно многое делаю из того что он советует, и делала до того как узнала как это работает)
Уважаемый Игорь Иванович, ага, теперь к столу с чашкой чая подходишь и думаешь: правильно или неправильно :D
Уважаемая Елена Александровна, я в суд захожу, и думаю, куда поставить ногу, и как. Как сесть за стол, куда наклонить голову…:D
Уважаемый Игорь Иванович, вот-вот, элементарные действия начинают вызывать затруднения)))
мышление клиповое, ценности липовыеУважаемая Софья Ароновна, прекрасная фраза(Y) Люди покатились обратно в сторону обезьян? Что делать… Но следовать за ними смысла не вижу. Хотя бы потому, что у обезьян адвокатов не бывает (как и денег на их оплату).
Останутся ли люди для адвокатов? Останутся. Уверен. И нам следует оставаться с людьми, и от клипов возвращаться к толстым книжкам. А то неровен час, люди сами от нас откажутся:)
Уважаемый Олег Витальевич, у нас у всех периодически случается «цирк по переписке» с людьми, которые эволюционно начали сдавать назад. С некоторыми из них все-таки можно работать, они вполне платежеспособны, но к ним нужен подход и подстройка в коммуникации.
С «простым» человеком выстраиваешь сложную коммуникацию, «сложный» человек подстроится под тебя сам. Люди разные и подход тоже должен отличаться, клипы уничтожили шаблоны и это огромный плюс. Самое время создавать собственные правила:)
Уважаемая Елена Александровна!
При этом не стоит ориентироваться на всевозможные «рейтинги» адвокатов- чаще всего мы, адвокаты, понятия не имеем о лицах, которые их составляют, и даже больше: нас часто включают в эти рейтинги на сайтах, не имеющих никакого отношения к адвокатуре, владельцы которых под прикрытием имен адвокатов, не дававших согласия на размещение своих данных, продвигают свои собственные псевдо- юридические услуги.К рейтингам нужно осторожно относиться, без сомнений. Но рейтинги разные есть. Например, на Праворубе есть рейтинг.
Как к этому рейтингу можно отнестись....
Есть рейтинги на известных поисковых площадках.
А есть рейтинги по сарафану!
Мне сказали, что «он» самый лучший, и выигрывает все дела, а он уже два месяца не выходит на связь. Мне кажется дело не в рейтингах, дело в человеке.
Софья Ароновна говорит о личном бренде... в этом есть смысл!
Что плохого если адвокат / юрист входит в какой-либо рейтинг…
Ножом можно приготовить обед, а можно и не приготовить...
Спасибо за статью! Правильную проблему Вы поднимаете.
Уважаемая Елена Александровна, действительно, когда дело касается доверия с обеих сторон, люди в большинстве случаев ссылаются на свой прошлый опыт, но я считаю, что это не повод всех грести под одну гребенку. Добросовестный и уважающий себя и своего доверителя юрист всегда думает о своей репутации. Поэтому он делает все, чтобы клиент был доволен его услугами, даже в случае проигрыша в деле.
Уважаемая user857157, очень интересно узнать какие конкретно действия вы подразумеваете, говоря что «он делает все, чтобы клиент был доволен его услугами». Проиграть дело и оплатить доверителю утешительную путевку в Эмираты? Или попроще- ужин в ресторане? или новую шубу?;)